Мостовидный протез. Что это такое?
Мостовидный протез (зубной мост) – это несъемная протезная конструкция, состоящая из двух опорных коронок на зубах или имплантатах, в которой между этими коронками имеется, как минимум один искусственный зуб (коронка), закрывающий дефект зубного ряда.
Таким образом, «зубной мост» или мостовидный протез, как любой мост, всегда имеет «опоры». В качестве «опоры» выступают либо зубы, либо имплантаты. Промежуток отсутствующего зуба между ними закрывает так называемая промежуточная коронка.
Опорами мостовидного протеза всегда могут быть либо зубы, либо имплантаты.
Зубной мост, в котором одна из опор — зуб, а другая имплантат считается ненадежным. Это можно объяснить разной физиологией крепления зуб — кость и имплантат — кость. В нашем организме механизм прикрепления зуба в костной ткани называется периодонт. Периодонт — это система коротких прочных связок, расположенных в строгом косом и поперечном направлении от корня зуба к альвеоле костной ткани челюсти. Эти связки обеспечивают естественную микроподвижность зуба, выполняют некую амортизирующую функцию во время жевательных нагрузок, позволяют зубу распределять нагрузку между соседними зубами, обеспечивая тем самым равномерность давления на всю жевательную поверхность всех зубов полости рта.
Имплантат же изначально фиксируется в костной ткани челюсти только механически, и лишь в течение первых десяти дней происходит его первичная стабилизация, а в течение последующих двух месяцев, окончательная стабилизация и интеграция с костной тканью. Механизм его крепления — очень жесткий неэластичный, без микроподвижности. Поэтому объединение в качестве опоры зубного мостовидного протеза и зуба и имплантата в некоторых случаях именно за счет разницы в фиксации может быть причиной перегрузки опорного зуба и дальнейшей его потери.
Протяженность «зубного моста»
В планировании протезирования мостовидными протезами есть правило, согласно которому количество промежуточных коронок не должно превышать количество опорных зубов. Таким образом, при протезировании двух опорных зубов, количество искусственных коронок между ними не должно быть более двух. Превышение их количества до тех или четырех сокращает срок службы «зубного моста» из-за перегрузки опорных зубов.
Сложные мостовидные протезы или «подковы» — это зубной мост, имеющий несколько опорных зубов, между которыми имеется несколько промежутков. «Подкова»- это большой мостовидный протез, протяженностью на весь зубной ряд, включающий в себя все присутствующие жевательные и передние зубы и закрывающий единой конструкцией все промежутки отсутствующих зубов.
Срок службы «зубного моста»
Срок службы мостовидного протеза определяется:
- качеством и количеством опорных зубов;
- наличием или отсутствием заболеваний пародонта;
- протяженностью «зубного моста»;
- равномерностью нагрузки на мост при жевании. Например, если пациент после протезирования пережевывает пищу только на стороне «нового» мостовидного протеза, то срок службы протеза, естественно сокращается.
Обычный срок, по истечении которого следует оценивать «жизнеспособность» мостовидного протеза – пять лет. Через пять лет необходимо обратить внимание:
- на состоянии опорных зубов зубного протеза, наличие подвижности самого протеза;
- на состояние тканей десны, окружающей опорные коронки моста: отечность, кровоточивость, обнажение шейки зуба;
- на состояние десны под промежуточными коронками зубного моста: кровоточивость, покраснение;
- состояние межзубных десневых сосочков между коронками и зубами: их увеличение, покраснение, наличие или отсутствие патологических зубо-десневых «карманов», застревание пищи между коронками и зубами, кровоточивость;
- рентгенографическое исследование опорных зубов покажет состояние самих зубов, тканей пародонта вокруг опорных зубов моста.